Казахстан с марта введет запрет на импорт ГСМ из России

Запрет вводится «в целях обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из Российской Федерации». По данным Кapital.kz запрет должен вступить в силу в первой декаде марта.

Министерство энергетики не сумело договориться со своими российскими коллегами об ограничении импорта в Казахстан российских нефтепродуктов и в результате решило прибегнуть к жесткому варианту решения проблемы. Хотя еще вначале февраля глава компании КМГ Сауат Мынбаев, в собственности которой находятся все три имеющихся в Казахстане НПЗ, заявлял, что «сейчас речь идет о том, что объем завоза из России несколько превышает те объемы, которые были предусмотрены ранее индикативным балансом. Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок нефтепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет».

По его информации, уровень поставок светлых нефтепродуктов из РФ сложился на уровне 1 млн. 800 тыс. тонн в год. Этот уровень ежегодно подтверждался индикативным балансом нефтепродуктов между Казахстаном и Россией.

Сам же министр энергетики Владимир Школьник, выступая перед депутатами парламента в рамках правительственного часа, оценивал ситуацию следующим образом: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо. Внимательно смотрим за этой ситуацией. Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране». Таким образом, по его словам, «мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест. Каким-то образом урегулировать эти отношения, держать их в какой-то разумной «дырке», над этой системой мы работаем. Мы встречаемся с Министерством энергетики Российской Федерации, чтобы решить, каким образом сбалансировать ситуацию, чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина».

Необходимо напомнить, что это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов. Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой же аргументацией. Так в прошлом году бывший тогда министр нефти и газа, а ныне первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин,  комментируя вводимый запрет заявлял, что «повторяется та же история, которая была в 2013 году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тыс. тонн. Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться». По его мнению «это самый худший вариант по двум причинам. Первое: у нас из России завозится не беспредельное количество бензина. Оно обозначено индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это около девятьсот с чем-то тысяч тонн бензина. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли всё из России, то третий-четвёртый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса. Второе: если мы заводы останавливаем, то не получаем той доходности, которую должны были бы получить. Это сразу сказывается на поступлении в бюджет от заводов, на поступлении в местные бюджеты, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге».

«Складывается забавная ситуация, рационального объяснения которой нет, — сообщил на условиях анонимности топ-менеждер одной из крупнейших компаний трейдеров, работающих на казахстанском рынке. — В этом году необходимость введения запрета аргументируют девальвацией рубля. Но ведь в прошлом году девальвировался то как раз тенге, а в 2013 году ситуация с курсами была совершенна стабильна. Какого-то внятного, рационального объяснения, почему каждый год в феврале месяце на казахстанских заводах возникает «затоварка» ни ранее министерство нефти и газа, ни ныне министерство энергетики не дает, все время ссылаясь на какие-то внешние причины. То на валютный курс, то на цену нефти. Получается, прям, как по Жванецкому: «Если консервов нет — может в консерватории надо что-нибудь поменять», — заключил он.

Между тем, по мнению экспертов вряд ли введенный запрет сразу окажет влияние на цены на бензин. Более того, волне возможно, хотя и крайне маловероятно, что они снизятся. «Дальнейшее снижение цен вполне возможно. Потому что нынешняя «затоварка» должна привести к попыткам быстрее освободить эти емкости, тем более объемы загрузки нефтеперерабатывающих заводов не были снижены Министерством энергетики и нефтедобывающей компанией. Заводы выполняют предписанные им объемы поставок на внутренний рынок. Хранилища заполнены, поэтому вполне возможно дальнейшее понижение цен. Мы, понятно, страдаем от снижения цен, но как есть — так есть. Есть выигрывающая сторона от снижения цен — это потребители, население. Какая рыночная цена будет, с ней и будем жить. Здесь другого не дано», — заявил Сауат Мынбаев.

«Как вы знаете, за последние 1-2 месяца мы три раза снижали цену на бензин из-за снижения цен на нефть. И если цена на нефть снова понизится, то и бензин, конечно, подешевеет. Но если цена на нефть повысится, то и цены на бензин придется поднять», — сказал, отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.

Между тем, по словам спикера, «Сложно комментировать ситуацию, поскольку в Казахстане нет жесткой привязки цены на бензин к цене на нефть. Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». Введение запрета на импорт российского бензина, конечно, с некоторым временным лагом снизит давление на казахстанский рынок. Позволит его стабилизировать, а казахстанским НПЗ, точнее компаниям которые поставляют туда давальческую нефть на переработку, разгрузить хранилища. Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку и два года назад, и год назад он в результате приводил к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации. Кроме того, все не исчерпывается только ценовым фактором. Не секрет, что, выбирая между бензином казахстанского и российского производства, большая часть потребителей предпочитает последний», — сказал собеседник Кapital.kz. 

Кapital.kz
гсм запрет бензин азс
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
242 просмотра в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Суд установил, что объект до сих пор не передан на баланс отдела ЖКХ из-за недочетов. По этой причине ответ в суде за разбитый шлагбаумом автомобиль пришлось нести заказчику — управлению строительства. Однако в госучреждении на голубом глазу заявляют, что все работы в рамках проектно-сметной документации выполнены, передает корреспондент YK-news.kz. Напомним, ранее мы сообщали, что в июле текущего года житель Усть-Каменогорска обратился с гражданским иском...
Общество
В областном центре приводят в порядок фонтанный комплекс на площади Республики. Подрядчики меняют поврежденный облицовочный материал не только снаружи, но и внутри сооружений. Две чаши уже отделали новой плиткой, третью намерены отреставрировать в ближайшие дни, передает корреспондент YK-news.kz. Напомним, в конце апреля мы сообщали о том, что светомузыкальные фонтаны на площади Республики нуждаются в реконструкции — облицовочная плитка частично разрушена...
Общество
В начале следующего года казахстанских пенсионеров ждет приятный сюрприз: солидарная и базовая пенсии прибавят в весе. Кроме того, увеличится минимальный размер выплат из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). YK-news.kz попытался выяснить, на сколько вырастет совокупная пенсия. Напомним, пенсия в Казахстане складывается из трех компонентов. Первый — базовая выплата (в народе именуемая "президентскими"). Второй — пенсия по возрасту (ее также назы...
Общество
Глава региона Даниал Ахметов отметил, что количество туристов на целебный водоем нужно увеличить до одного миллиона в год. В том числе за счет развития медицинского туризма, передает корреспондент YK-news.kz. 17 октября на заседании акимата глава региона Даниал Ахметов рассказал, как в области реализуются задачи, поставленные президентом. В частности, Даниал Кенжетаевич говорил о развитии внутреннего туризма. — Наша ключевая задача — увеличить количество т...
Общество
На заседании в областном акимате прозвучало, что в регионе не хватает почти 60 врачей узкой специализации. Даниал Ахметов пообещал, что всех докторов, которых удастся привлечь в медучреждения, до конца года обеспечат жильем, передает корреспондент YK-news.kz. 17 октября на заседании областного акимата руководитель управления здравоохранения ВКО Марат Шоранов рассказал о том, какие меры предпринимаются в регионе по снижению материнской и младенческой смертн...
Общество
В Казгидромете сообщили, что 18-20 октября практически на всей территории республики сохранится холодная погода, передает корреспондент YK-news.kz. — В предстоящие трое суток в большинстве областей ожидаются осадки, преимущественно снег, гололёд, туман и температура воздуха ниже обычной для данного периода на 3…5°С, — говорится в сообщении. Тем временем снег в некоторых районах ВКО наблюдался и сегодня. Например, в Бобровке Глубоковского района.
Общество
Возле строящегося надземного пешеходного перехода осуществляется асфальтирование территории. В первую очередь работы провели возле остановки, передает корреспондент YK-news.kz. Автобусная остановка обрела новое покрытие, рабочие устанавливают бордюры у магазина. Далее будет уложен асфальт у центральной опоры, на месте прежней стоянки. Потом заасфальтируют расширение проезжей части у «Даниэля» и расширение проспекта Абая у Дворца спорта, сообщил главный инж...
Общество
Аким ВКО Даниал Ахметов поручил в течение месяца разработать программу по восстановлению транспортного предприятия, передает корреспондент YK-news.kz. По информации, озвученной на заседании областного акимата, ежедневный доход усть-каменогорского трамвайного парка составляет не более миллиона тенге, а СПК «Ертic», установила ему арендную плату 80 миллионов тенге. — То, что сделало СПК, более чем некорректно, это ведет к банкротству трамвайного парка, — отм...
Общество
Есть вероятность, что реконструкция повлечет снос больше десяти строений, передает корреспондент YK-news.kz. Напомним, ранее мы сообщали, что в следующем году состоится долгожданное для автомобилистов расширение проезжей части улицы Ворошилова. Предполагается, что улица на всем протяжении станет доступной для двустороннего движения транспорта. — Если увеличивать проезжую часть на шесть метров, тогда это произойдет только за счет тротуара. Но если расширени...