Казахстан ждет дефицит ГСМ

Рост цен на бензин в России может заставить Казахстан поднять цены на топливо, сообщает zakon.kz.

10 сентября в связи с планово-предупредительным ремонтом остановит свою работу Павлодарский НПЗ, обеспечивающий более 50% производства бензина марки АИ-92 в республике. Отсрочка недопустима ввиду погодных условий — ремонт НПЗ итак уже был перенесен на два месяца.

Вместе с тем на казахстанский рынок ГСМ серьезное влияние оказывают российские цены на топливо, которые растут с начала 2015 года. У соседей литр АИ-92 в рознице продается в среднем по 33 рубля (рыночный курс RUB/KZT на 3.09.2015 составил 3,61). При этом после отмены в РК валютного коридора российская валюта уже укрепилась по отношению к тенге на 25%. Очевидно, что транспортировка самой ходовой марки бензина в Казахстан в таких условиях экономически невыгодна. И это притом, что 30% АИ-92 наша страна сегодня должна завозить из России.

Плюс ко всему в республике идет реконструкция заводов, требующая серьезных инвестиций, источник которых — заемные средства. Ввиду удорожания оборудования из-за укрепления курса доллара, возрастут и затраты НПЗ, которые они вынуждены будут переложить на тариф переработки нефти. Да и сам выпуск АИ-92 сопровождается добавлением в топливо присадок, которые в стране не производятся. Их подорожание повлечет рост себестоимости выпуска бензина.

По данным Минэнерго, Казахстан в середине июля располагал запасами бензинов в размере 258 тысяч тонн — это месячное потребление топлива в стране. Ввиду отсутствия российского импорта главными ориентиром станут именно складские запасы ГСМ и темпы их сокращения.

Последний раз в республике цены на АЗС поднимались в мае этого года — АИ-92 подорожал тогда с 99 тенге до 108 тенге. Сегодня выбор у государства невелик: ждать жесткого дефицита или повышать цены на топливо с тем, чтобы создать условия для поставок в страну импортного бензина и исключить переток ГСМ в близлежащие республики. Учитывая все вышеперечисленные факторы, не исключено, что цены на бензин в ближайшее время, по мнению аналитиков, могут подняться на 35%.

Обеспечить потребности внутреннего рынка позволит реконструкция и модернизация НПЗ, однако произойдет это не раньше 2017 года. Сейчас отечественные заводы производят в год около 1,99 млн тонн АИ-92 (по итогам 2014 года), тогда как потребность в этой марке бензина, по данным Минэнерго, составляет 2,9 млн. тонн.

Напомним, последний раз Казахстан сталкивался с дефицитом ГСМ осенью 2014 года.

подорожание ГСМ Казахстан бензин топливо
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии