Есть в истории Волжского автомобильного завода такие проекты, которые так и не вышли за пределы кабинетов инженеров и конструкторов. А если и были реализованы, то остались в тени своих более успешных собратьев, или вовсе получили статус секретных.

Впереди планеты всей
Сейчас иметь в своей модельной линейке легковушку с электрическим или гибридным агрегатом считают необходимым все ведущие автопроизводители. И хотя Советский Союз никогда не стоял на передовой в этой области, настоящий электрокар появился в стране уже в 70-х годах XX века. Это был небольшой фургон, созданный на базе серийного универсала 2102. По заводской классификации модели присвоили индекс 21029 (2801). Машина комплектовалась электродвигателем мощностью 35 л.с. (25 кВт), который получал питание от никельцинковых аккумуляторов. Их собственный вес составлял 380 кг. Без подзарядки электрофургон мог проехать 130 километров, развивая скорость 87 км/час. Всего было собрано 47 таких авто. Некоторые из них никогда не выезжали за заводские ворота, а использовались для перевозок между цехами и административными зданиями производства. Часть передали почтовой службе, а некоторые отправились в Запорожье, Киев и Крым. Но дальше этого дело не пошло. Проект закрыли.
В конце 80-х группа молодых энтузиастов спроектировала ВАЗ-1151 Гном. Этот забавный автомобильчик создали на базе некоторых агрегатов «Оки». Он был двухместным и имел трансформирующийся багажник. Но до серийного производства его так и не дотянули, да и выглядел он слишком непривычно. На его платформе сконструировали очередную электрическую версию, а также модификацию «Эльф». В 1996-м на ралли в Монте-Карло эта разработка ВАЗ вызвала повышенный интерес публики.

Загадки АвтоВАЗа
Одно из самых легендарных изобретений ВАЗ – модель «Х». Планировалось, что это будет минивэн, способный перевозить одновременно до 7 человек. Но достоверных сведений о том, увидел ли свет хотя бы опытный образец, нет. Некоторые утверждают, что это произошло в 1990-м, в сети даже можно найти якобы его фото. Но документальных подтверждений этому также не нашлось.
Но самая сложная судьба, пожалуй, досталась концепту ВАЗ Рапан. Его задумывали, как объект, на котором можно будет демонстрировать инновационные достижения тольяттинцев. В 1998-м, наконец, Рапан появился «живьем», а не только на чертежах. Это была причудливый автомобильчик, сделанный из эпоксидных панелей, закрепленных на металлическую раму. Необычными были как его форма, так и остекление. Но самым удивительным здесь были рулевая колонка и колесо. Внутри них располагались не только некоторые приборы, но и подушка безопасности.
В активе ВАЗ еще много интересных концептов, опытных образцов и малосерийных версий. К сожалению, в рамках одной статьи обо всех рассказать невозможно.